Школа Минпросвещения России
Проект «Школа Минпросвещения России» является механизмом реализации базового принципа системы российского образования, сформулированного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями. Причем независимо от того, где он живет – в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо от того, где учится – в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей» (заседание президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования 25 августа 2021 г.).
Проект направлен на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», на достижение целей, целевых показателей и результатов национального проекта «Образование».
В проекте «Школа Минпросвещения России» реализованы приоритетные направления современной стратегии развития российского образования:
- формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование во всех регионах страны для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов (достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и её материальная обеспеченность и др.);
- укрепление единой воспитывающей среды, ориентированной на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей;
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Миссия проекта
Миссия «Школы Минпросвещения России»: центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.
Цели и задачи проекта
Целью концепции проекта «Школа Минпросвещения России» является системное описание ключевых характеристик и параметров эталонной модели школы, обеспечивающих оптимальные (необходимые и достаточные) качественные условия обучения и воспитания каждого школьника в современных социально-экономических и геополитических реалиях для формирования и воплощения идеологии «единого образовательного пространства».
Задачи концепции проекта «Школа Минпросвещения России»:
- Определение единых магистральных направлений деятельности школ, формирующих единое образовательное пространство.
- Формирование эталонной модели школы будущего с выделением единых критериев и активностей (учитывающих в том числе этнокультурные особенности) ее функционирования, обеспечивающей доступность качественного образования и предоставляющей равные возможности для всех обучающихся.
- Формирование механизмов синхронизации и взаимодействия образовательных и учебных процессов (рабочие учебные программы, учебное расписание занятий, оценочные процедуры результатов обучения, линейка учебников, показателей деятельности) в существующей системе школьного образования, нормативных и методических документов, создание мотивирующих инструментов саморазвития и роста общеобразовательных организаций.
- Закрепление статуса учителя как основополагающего элемента в системе качественного российского образования и становления российской гражданственности подрастающего поколения.
- Формирование механизмов вовлечения и поддержки семьи в процесс социализации, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и субъективного благополучия ребёнка.
- Формирование личностных результатов, обучающихся на основе развития их самосознания, самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации.
- Закрепление всеобщей ответственности за качественное отечественное образование подрастающего поколения страны (родители, государство, профессиональные и бизнес-сообщества, средства массовой информации, общественные объединения, местные территориальные сообщества).
Единое образовательное пространство – инструмент формирования и палитра смыслообразования желаемого «образа будущего» российской отечественной школы – системы требований к деятельности школы, которые являются ее программой развития. При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые.
Важно отметить, что несоответствие текущего состояния образовательной организации уровню достижения «Школы Минпросвещения России» не приведет к снижению уровня финансирования, понижению статуса школы, снижению заработной платы педагогических работников и т.п. Разработанная концепция направлена на формирование потенциала дальнейшего развития и представляет собой перспективный план деятельности школьного коллектива, включающего педагогов, школьников, родителей, заинтересованной общественности.
В рамках проекта предполагается создание своего рода «настольной книги» директора школы, в которую войдут примеры, образцы, шаблоны документов и программ, регламентов и календарно-тематических планов, единого штатного расписания, кейсы лучших практик, мероприятий и событий. В этой книге каждый директор – и начинающий руководитель, и опытный мэтр, – найдёт для себя необходимые инструменты для включения в свою практику, которые нужны ему для того, чтобы его школа стала ещё интереснее, профессиональнее и успешнее – и маленькая школа в селе, и большой образовательный комплекс в городе, и «обычная среднестатистическая школа».
При возникновении противоречий или препятствий в вопросах правового применения для решения задач предполагается внесение изменений в нормативно-правовые акты, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Соответствующие дефициты будут выявляться по мере проведения общественного обсуждения, а в дальнейшем – в ходе реализации проекта.
ПРОЕКТ "Школа Минпросвещения России"
Миссия проекта «Школа Министерства просвещения России» – способствовать созданию равных условий для получения каждым школьником доступного качественного образования независимо от места проживания, социального статуса и доходов родителей (законных представителей) на основе единого образовательного пространства Российской Федерации, укрепления образовательного суверенитета страны, сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, использования достижений отечественной науки и технологий.
Цель проекта – содействие обеспечению единого образовательного пространства Российской Федерации.
Проект реализуется с 2022 года. В нем участвуют государственные и муниципальные общеобразовательные организации. На первом этапе проводилась апробация проекта в пилотных образовательных организациях в регионах. С 2023 года, на втором этапе, проект проходит период развития по итогам проведения апробации.
В рамках проекта определены восемь магистральных направлений и условий деятельности общеобразовательных организаций: «Знание», «Воспитание», «Здоровье», «Профориентация», «Творчество», «Учитель. Школьная команда», «Школьный климат», «Образовательная среда». Для реализации магистральных направлений и обеспечения ключевых условий разработан перечень показателей, отражающих пути совершенствования образовательной деятельности, который лег в основу критериев самодиагностики общеобразовательной организации.
Для реализации проекта определены три уровня соответствия общеобразовательной организации статусу «Школа Минпросвещения России»: базовый, средний и высокий. Уровни устанавливаются при прохождении процедуры автоматизированной самодиагностики – определения слабых и сильных сторон образовательной организации.
По результатам самодиагностики формируется программа развития общеобразовательной организации, формулируются задачи, решение которых поможет ей перейти на следующий уровень.
НАПРАВЛЕНИЕ "Знание"
Направление «Знание» предусматривает предоставление каждому обучающемуся качественного общего образования и гарантирует ему достижение максимально возможных образовательных результатов на основе лучших традиций отечественной педагогики, предполагающих реализацию углубленного и профильного обучения, проектной и исследовательской деятельности, в том числе с применением электронных образовательных ресурсов, обеспечение объективной внутренней системы оценки качества образования.
НАПРАВЛЕНИЕ "ЗДОРОВЬЕ"
предусматривает развитие личностных качеств обучающихся в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения, принятых в российском обществе, формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
- обеспечение бесплатным горячим питанием учащихся начальных классов
- школьный спортивный клуб
- иные документы, регламентирующие реализацию целевого проекта "Здоровье"
НАПРАВЛЕНИЕ "ВОСПИТАНИЕ"
предусматривает развитие личностных качеств обучающихся в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения, принятых в российском обществе, формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
- использование государственных символов при обучении и воспитании
- воспитательная работа ДМЛ
- рабочая программа воспитания
- календарный план воспитательной работы
- психолого-педагогическая служба
- служба медиации
- социально-психологическое тестирование (СПТ)
- функционирование Родительского совета
- работа советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениям
- волонтёрское движение
- туристско-краеведческая деятельность обучающихся
- функционирование Совета профилактики
- функционирование Совета обучающихся
- РДДМ "Движение первых"
- федеральный проект "Орлята России"
- общественное объединение "ЮНАРМИЯ"
НАПРАВЛЕНИЕ "ТВОРЧЕСТВО"
предусматривает создание условий и ситуаций успеха созидательной деятельности, способствующих максимальной реализации потенциальных возможностей и наиболее полному раскрытию творческого потенциала обучающихся для успешного развития интеллекта, таланта, творческих способностей, созидательной позиции личности как субъекта общественной деятельности.
1. Развитие талантов
- дополнительные общеобразовательные программы
- наличие технологических кружков на базе ОО
- участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, конференциях и наличие победителей, призеров различных олимпиад, конкурсов
- сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ
- иные документы, регламентирующие реализацию целевого проекта "Творчество"
2. Школьные творческие объединения
- школьный театр
- школьный музей
- школьный медиацентр
- школьный спортивный клуб (ШСК)
НАПРАВЛЕНИЕ "ПРОФОРИЕНТАЦИЯ"
предусматривает сопровождение осознанного отношения обучающихся к профессионально-трудовой сфере, основанного на создании условий для формирования у них набора компетенций, необходимых для успешного самоопределения и общей внутренней готовности к разрешению проблем профессиональной жизни с использованием системы профессиональных проб, сетевых программ с колледжами и вузами, сотрудничества с семьей, с участием работодателей и заинтересованной общественности в целях обеспечения социально-экономического развития и суверенитета России.
Сопровождение выбора профессии
- план профориентационной деятельности школы
- приказ о назначении ответственного за организацию профориентанционной работы школы
- иные документы, регламентирующие направление "Профориентация"
- экскурсии, посещения обучающимися предприятий и организаций СПО и ВО
- участие обучающихся 6-11 классов в мероприятиях проекта "Билет в будущее"
- открытые онлайн-уроки «Проектория»
НАПРАВЛЕНИЕ "ШКОЛЬНЫЙ КЛИМАТ"
предусматривает формирование уклада общеобразовательной организации, поддерживающего ценности, принципы, нравственную культуру, создание безопасного и комфортного для всех и каждого образовательного пространства, обеспечивающего атмосферу доброжелательности, доверия, требовательности и заботы о каждом, включающего нормы, ценности и ожидания, которые поддерживают чувство физической, эмоциональной социальной безопасности и способствуют благополучному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся как полноценных членов общества.
- педагоги-психологи школы
- организация психолого-педагогического сопровождения ОО
- участие обучающихся в социально-психологическом тестировании на выявление рисков употребления наркотических средств и психотропных веществ (ПАВ)
- наличие в штате ОО учителя-дефектолога, обеспечивающего оказание помощи целевым группам обучающихся
- наличие в штате ОО учителя-логопеда, обеспечивающего оказание помощи целевым группам обучающихся
- наличие тематических пространств для формирования психологически благоприятного пространства обучающихся школы
- профилактика девиантного поведения обучающихся
НАПРАВЛЕНИЕ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА"
предусматривает создание современной мотивирующей образовательной среды как инструмента социализации детей, проектируемого совместно участниками образовательных отношений как пространство развития обучающихся, создающего возможность их участия в принятии образовательных решений, формирующего инициативность, осознанность, самостоятельность и ответственность, являющегося действенным инструментом становления субъектной позиции обучающихся.
- локальный акт школы, регламентирующий ограничения использования мобильных телефонов обучающимися
- подключение ОО к высокоскоростному интернету, предоставление безопасного доступа к сети интернет, меры борьбы с нежелательным контентом, контроль и использования обучающимися и учителями сети интернет с помощью программно-технических средств
- регистрация и использование функциональных возможностей ИКОП Сферум в VK Мессенджере в образовательном процессе школы
- размещение рекомендаций, памяток, инструкций по применению цифрового сервиса участниками образовательных отношений
- локальный акт школы о назначении администратора ИКОП Сферум
- локальный акт ОО, регламентирующий предоставление безопасного доступа к сети Интернет
- регистрация и использование функциональных возможностей ФГИС "Моя школа" в образовательном процессе школы
- цифровая модель образовательной среды (ЦОС) школы
- локальный акт об организации внутришкольного пространства школы
- функционирование библиотечного информационного центра ОО
- реализация модели "Школа полного дня" на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся
- локальные акты, регламентирующие деятельность коллегиальных органов управления
НАПРАВЛЕНИЕ "УЧИТЕЛЬ.ШКОЛЬНАЯ КОМАНДА"
предусматривает поддержку и развитие личностных и профессиональных компетенций педагогических работников (непрерывное профессиональное развитие, наставничество, адресная помощь и сопровождение) и максимальное использование потенциала каждого члена команды, постоянную коммуникацию и укрепление коллегиального сотрудничества, высокий уровень взаимопонимания в коллективе, направленных на достижение общих целей наиболее эффективными и действенными способами.
ВОСПИТАНИЕ
Положение о штабе воспитательной работы
Положение о волонтерском движении в МКОУ «Хунзахская СОШ №2 им. Ахмедова М.М.»
Положение о детских и молодежных объединениях общеобразовательных учреждениях
Положение о комнате детских инициатив
Положение о краеведения и школьного туризма
Положение о мониторинге качества воспитательной работы
Положение о совете родителей (законных представителей
Положение об использовании государственных символов
ЗДОРОВЬЕ
Положение о мониторинге здоровья обучающихся
Примерная программа работы пришкольного лагеря
Положение о предоставлении спорт. инфраст
Положение об организации горяч питания
Положение о школьной спортивной команде
ЗНАНИЕ
Положение о сетевом взаимодействии
Положение ШБИЦ Microsoft Office Word
Положение об инновационной деятельности
Эксклюзивное образование
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования
Положение об индивидуальном образовательном маршруте для обучающихся с ОВЗ
Примерный план мероприятий по развитию инклюзивного образования
Программа развития инклюзивного образования
Творчество
Положение об организации и участи в фестивалях, олимпиад
Положение о школьном музыкальном коллективе
Положение о школьном прессцентре (телевидение, газета, журнал)
Учитель
Положение о школьной управленческой_команде
Школьный климат
Положение о службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников
Положение о кабинетах педагога-психолога
Профориентация
Положение об организации профориентационной работы в школе
Образовательная среда
Положение (Проект Школьный сад (огород)
Положение об органе государственного общественного управления